июня
28

Сенусизм.

Примерно 30% ливийских мусульман- - приверженцы сенусизма, т. е. учения ордена сенуситов. Этот орден был учрежден в 1837 г. у горы Абу-Кубе близ Мекки. Основателем его был Мухаммед бен Али Сенуси (1787 - 1859) - выходец из знатного алжирского рода Шерифов. Отказавшись от суннизма, Сенуси провозгласил единственной священной книгой ислама Коран и выдвинул лозунг борьбы за возврат к чистоте первоначального ислама, за отказ от мирской роскоши и излишеств. Этот лозунг был понятен широким массам арабов-кочевников. Он быстро завоевал популярность, особенно среди бедуинов Пиджаза. (далее…)

июня
16

Столпы и религиозные школы.

В исламе существует пять столпов веры, обязательных для каждого верующего мусульманина: 1) шахада - произнесение упомянутой основной формулы мусульманского вероисповедания; 2) салят - ежедневная пятикратная молитва, совершаемая в предписанные часы; (далее…)

июня
12

Местоимения и синтаксис.

В ливийском диалекте количество личных местоимений невелико, во множественном числе они не имеют родовых параллелей, личные и слитные местоимения полностью утратили форму двойственного числа; указательные местоимения этот, эта, эти в диалекте имеют полную ( хада, хади, хаду ) и краткую ( ха ) формы. Имеется широкий ряд различных наречий, междометий и экспрессивных выражений. Для передачи возвратных, определенных, неопределенных, сравнительных и других значений служит большая группа слов, которые в сочетании с другими грамматическими элементами образуют определенные конструкции. (далее…)

июня
10

Воды Ливии.

В Ливии отсутствуют реки с постоянньм водостоком и пресноводные озера. Поверхность во многих местах прорезают сухие русла - вади (или, как их называют здесь, уэды), проделанные древними реками в поверхностном слое и заполняемые в период дождей бурными водными потоками. Во время таких скоротечных паводков они напоминают полноводные реки, однако под воздействием высокой степени испаряемости влаги и поглощения ее иссушенной почвой они быстро исчезают, не достигая побережья. Исключение составляют лишь некоторые, наиболее крупные из них, например Вади-Деррва (Киренаика) и Вади-Суфиджи (Триполитания), длина которых, особенно в дождливые месяцы, достигает иногда 350 - 400 км. (далее…)

июня
03

Ливийский диалект.

В ливийском диалекте во всех видо-временных формах лица, числа и рода утеряны конечные гласные, в результате чего некоторые формы стали омонимичны, что малохарактерно для литературного языка (так, диалектное слово гульт означает и я сказал и ты сказал ; в литературном же для этих лиц существуют отдельные, отличающиеся друг от друга формы: гульту - я сказал и гульта - ты сказал ).

В спряжении глаголов употребляется только одна общая форма для мужского и женского родов во множественном числе ( ктабту - вы написали и ктабу - - они написали ). Сфера употребления двойственного числа предельно сузилась: сохранилось оно лишь в области, существительных, обозначающих парные предметы. (далее…)

мая
25

Нюансы произношения.

В фонетическом отношении своеобразно произношение некоторых согласных и гласных. Например, глубокозадненебный звук к литературного арабского языка произносится ливийцами как звонкий г или как твердый глухой к, а межзубные согласные з и с - как зазубные пр и д (звук с сохранился лишь в отдельных словах: асае - мебель); отмечена замена зазубного с эмфатическим с ; аффриката дж перешла в мягкое ж ; губно-губной фрикативный звонкий согласный у имеет несколько вариантов. Гортанный звонкий взрывной зевный звук, называемый айн, чередуется с глухим взрывным связочным звуком хамза и наоборот, чего не допускает норма литературного языка. Хамза сохраняется в диалектной лексике только в словах, перешедших из литературного языка; в середине и в конце слова это влечет за собой удлинение гласного. (далее…)